-/nav-->

Искусство как образ жизни

Пройдя по булыжной мостовой одной из центральных московских улочек, потянув на себя тяжелую деревянную дверь - попадаешь в удивительную сокровищницу, о которой в детстве вздыхает каждая маленькая принцесса... Небольшой ювелирный бутик -дерево, приглушенный свет, а за стеклом - подлинные произведения ювелирного Искусства. Детские мечты Татьяны Щербоковой, совладелицы этого царства драгоценностей, воплотились в жизнь. О пути к мечте - в интервью нашему журналу.

- Почему вы выбрали в качестве бизнеса именно ювелирное искусство?
- Во время моей учебы на факультете истории искусств, я почувствовала тягу к декоративно-прикладному искусству. Я интересовалась тканями, гобеленами, посудой - у моей бабушки была прекрасная коллекция фарфора. Но случилось так, что весной 1996 года я на несколько недель оказалась в Женеве. От нечего делать посещала традиционно проходящие в мае предуакционные выставки. Там я и узнала о существовании одномесячного курса "Понимание драгоценностей" с Амандой Триосси, ведущим экспертом Sotheby's. Я загорелась идеей обязательно попасть туда! Помимо естественного женского интереса к драгоценностям, во мне проснулся и профессиональный интерес искусствоведа. Ведь в России практические неоткуда было почерпнуть новую информацию - в нашем университете не существовало такого направления, как "ювелирное искусство", книг по привлекавшей меня теме было очень мало. И вот, спустя полтора года после той швейцарской весны, я поехала в Лондон и окончила этот курс. Моими "сокурсниками" оказались многие интересные люди -представители великих ювелирных династий, дети известных коллекционеров... Я погрузилась с головой в этот чудесный мир. За месяц нам показали все знаменитые лондонские коллекции. Мы получили возможность изучить изнутри мир аукционов - увидеть, повертеть в руках и даже примерить редкие драгоценности потрясающей красоты. В программу входил и огромный теоретический раздел "Ювелирное искусство от античности до наших дней". Все мои, несколько разрозненные до того момента знания, систематизировали, посоветовали много литературы для самостоятельного изучения. Я с интересом проштудировала массу томов. Приехав в Москву, написала на эту тему курсовую работу, а затем и диплом (моим научным руководителем была Татьяна Николаевна Мунтян, хранитель коллекции Шаберже в музеях Кремля). После окончания университета пришло время определяться с работой. С моим партнером Ингой мы пригласили в Москву Аманду Триосси, организовав в столице два семинара "Понимание драгоценностей" для специалистов ювелирного дела и коллекционеров драгоценностей. Постепенно я "обросла" различными знакомствами в этой сфере, сделала ряд статей для журналов (в том числе для "Ювелирного мира"). Следующим этапом было создание шоу-рума. Затем возникла идея проведения выездных семинаров для ценителей ювелирного искусства: компания молодых женщин вместе посещала различные европейские выставки, курсы по истории драгоценностей, знакомилась с интересными людьми... Первый подобный семинар состоялся в Риме. После поездки мы с Ингой поняли - идея удалась! Открытие этого магазина, как места средоточия наших знаний и вкусов, стало естественным продолжением моей карьеры в этой области.

- Ваш взгляд на сегодняшнее положение ювелирного бизнеса в России.
- Как и во всех сферах бизнеса, существующих в нашей стране, в российском ювелирном бизнесе сохранились некие архаичные черты, доставшиеся нам в наследство от советских времен. Но все больше в России появляется компаний, строящихся по западным моделям и работающих под западным управлением. Если все это сложить, получается довольно пестрая картина, некое лоскутное одеяло...

Российский ювелирный рынок очень обширен, на нем есть место и заводам, километрами выпускающим цепочки, и фабрикам, гранящим бриллианты, и бутикам великих ювелирных домов, таких как Картье. Это проистекает из того, что наша страна - золото - и алмазодобывающая, из генетической памяти нашего народа, его страсти украшать себя драгоценностями. На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что Россия - это рынок роскоши верхней ценовой категории. Это и делает нашу страну привлекательной для ювелирных компаний всего мира.

- Что отличает ваш магазин от остальных ювелирных бутиков?

- Я нередко сама себе задаю подобный вопрос. Одно из важнейших, на мой взгляд, отличий состоит в том, что мы - я и мой партнер Инга - пришли в ювелирное дело из профессии, а не из бизнеса. Моя специальность - история ювелирного искусства, Инга Полишкис - геммолог, эксперт по сортировке и оценке бриллиантов. Хотя я и окончила экономический факультет МГУ, мое искусствоведческое образования для меня все же первично. А многие бизнесмены, владельцы ювелирных бутиков, - просто менеджеры, которые не увлечены "ювелиркой" именно как искусством, а просто делают на ней деньги. Сегодня они открывают ювелирный бутик, завтра - парфюмерный и так далее... Для нас же наш салон стал образом жизни, он связан для нас не только с работой, но и с некими личными восприятиями, переживаниями... Каждый день я прихожу в этот маленький магазин в центре города, соблюдаю определенные ритуалы, например, сидя на широком подоконнике пью кофе и разговариваю с Ингой...

Наша фирма - маленькая, независимая ячейка. Мы идем своим путем, строим бизнес по своей модели. Мы - не американская корпорация, не мировой гигант... Скорее, наш магазинчик - мультибрендовый бутик галерейного типа. Для нас источник подражания это, скорее, старые семейные европейские фирмы. Мы собираем коллекцию по крохам, пропуская ее через призму нашего восприятия и вкуса. И в пространстве, полностью созданном нами, преподносим ее нашим покупателям.

- Ваши постоянные клиенты, кто они?
- Некоторые стали таковыми, заглянув к нам случайно. Другие были привлечены рекламой, различными РR-акциями. Наш бутик представляет несколько брендов, известных по всему миру. Посетители видят это и знают, что все украшения, представленные в нашем бутике - эксклюзивны, их нельзя купить больше нигде в Москве. Есть и ювелирные изделия, выполненные в единственном экземпляре. Подобный факт говорит сам за себя.

- Вы сотрудничаете только с европейскими ювелирами?
- Нет. География наших "поставщиков" постоянно расширяется. За последние два года у нас появились новые марки, например, американский бренд "Джон Харди", огромное производство которого расположено на Бали и в Таиланде. Наш взгляд обращен и в сторону Поднебесной. Возможно, побывав в Гонконге, мы наладим сотрудничество с китайскими ювелирами. Также мы работаем с рядом ателье "от кутюр", выполняющих единичную работу очень высокого уровня. В данном случае речь идет уже не о стране, а о личности автора. Есть виды работ, которые могут выполнить очень немногие ювелиры. Соответственно, подобная кутюрная мастерская расположена там, где живет мастер.

- Какая страна обладает наилучшими перспективами для развития ювелирного бизнеса?
- В плане дизайна - Италия и Франция, на вековые традиции которых ориентируются ювелиры всего мира. В плане технологий -Германия, которая пока немного "не дотягивает" по дизайну; Швейцария с великолепным качеством ювелирных изделий и вековыми традициями часового мастерства. А в смысле продаж - страны с бурным экономическим ростом, традиции и культура которых подразумевают любовь к драгоценностям. Это, в первую очередь, Россия и арабские страны.

- Пока не нашлось российских ювелиров, с которыми вы хотели бы сотрудничать?
- Я периодически посещаю российские ювелирные выставки. Пока я, к сожалению, разочарована качеством российской ювелирной промышленности. Российские мастера отличаются тем, что могут создать шедевр, но, чтобы делать это постоянно изо дня в день, аккуратно и с такой же тщательностью, как и в первый раз... Они могут один раз постараться для выставки, но если ты хочешь работать с ними из года в год, регулярно предоставляя ему некий объем заказов, ты понимаешь - все время "держать марку" свыше их сил. Зачастую есть мастерство, но не хватает вкуса. Я вижу много компиляций, реплик. Многие российские мастера работают в стиле "а-ля" - например, "а-ля Фаберже", стремятся сыграть на модном ныне историческом наследии. Но если нас интересуют старинные украшения, то это именно старинные украшения, а не копии и реплики.

- Каковы людные тенденции в ювелирном искусстве?
- На рубеже веков сложилась общемировая тенденция - любовь к старине. Мы как будто перелистываем старый альбом... В моде то арт-деко, то шестидесятые, то сороковые... Также в ювелирной моде чередуются белые и желтые периоды, черно-белые и цветные. На сегодняшний день все больше и больше становится желтого и цветного.

- Знакомы ли вы с творчеством российских дизайнеров одежды, которые также занимаются ювелирными украшениями?
- Из подобных мастеров мне известен только Валентин Юдашкин. Но я не берусь судить о его творчестве, поскольку не очень близко с этим творчеством знакома. Я считаю, что дизайн одежды и ювелирное искусство - абсолютно разные области. На мой взгляд, украшения близки скорее к декоративно-прикладному искусству. И скорее можно заниматься скульптурной миниатюрой, а затем стать ювелиром и создавать фантастические броши, чем быть дизайнером брюк, который параллельно занимается ювелирными украшениями. То, чем модельеры зачастую разнообразят свои коллекции -скорее аксессуары, чем произведения искусства. Мы же продаем исключительно изделия из драгоценных материалов, драгоценности "от кутюр", принадлежащие к верхнему "эшелону".

- Могут ли российские ювелиры быть востребованными на западном рынке?
-Да. Я лично знаю одного мастера, который сотрудничает со знаменитым швейцарским ателье. У него замечательные идеи, великолепное мастерство. Но в России у него не было возможностей для создания лаборатории высоких технологий, и ему пришлось уехать. Ведь одно дело - когда ты кустарь-одиночка, и абсолютно другое - когда ты мастер высокого класса и хочешь работать с лазером, титаном и другими технологичными вещами. Это требует больших финансовых вложений.

- Каковы ваши творческие планы?
- Сделать наши коллекции еще более красивыми и разнообразными.Каждый новый дизайнер, продающийся у нас, - это новый проект. В этом и состоят наши амбиции - открывать новые имена, поскольку нашему профессиональному тщеславию льстит, что самые модные и красивые украшения первым делом появляется в нашем бутике.

Наши услуги

Изготовление любых ювелирных украшений по Вашим эскизам. Учитываем все пожелания заказчика.

Кольца на заказ. Индивидуальные параметры

Кольца

Кольца на заказ. Индивидуальные параметры.

Колье

Любое, даже самое изысканное колье мы сможем изготовить

Браслеты

Браслеты из любого металла с драгоценными камнями

Серьги

Серьги по Вашим эскизам с любыми вставками

Перстень

Для настоящего мужчин желающего выглядеть солидно

Запонки

Элегантные запонки для делового костюма или вечеринки