Пройдя по булыжной мостовой одной из центральных московских улочек, потянув на себя тяжелую деревянную дверь - попадаешь в удивительную сокровищницу, о которой в детстве вздыхает каждая маленькая принцесса... Небольшой ювелирный бутик -дерево, приглушенный свет, а за стеклом - подлинные произведения ювелирного Искусства. Детские мечты Татьяны Щербоковой, совладелицы этого царства драгоценностей, воплотились в жизнь. О пути к мечте - в интервью нашему журналу.
- Почему вы выбрали в качестве бизнеса именно ювелирное искусство?
- Во время моей учебы на факультете истории искусств, я почувствовала тягу к декоративно-прикладному искусству. Я интересовалась тканями, гобеленами, посудой - у моей бабушки была прекрасная коллекция фарфора. Но случилось так, что весной 1996 года я на несколько недель оказалась в Женеве. От нечего делать посещала традиционно проходящие в мае предуакционные выставки. Там я и узнала о существовании одномесячного курса "Понимание драгоценностей" с Амандой Триосси, ведущим экспертом Sotheby's. Я загорелась идеей обязательно попасть туда! Помимо естественного женского интереса к драгоценностям, во мне проснулся и профессиональный интерес искусствоведа. Ведь в России практические неоткуда было почерпнуть новую информацию - в нашем университете не существовало такого направления, как "ювелирное искусство", книг по привлекавшей меня теме было очень мало. И вот, спустя полтора года после той швейцарской весны, я поехала в Лондон и окончила этот курс. Моими "сокурсниками" оказались многие интересные люди -представители великих ювелирных династий, дети известных коллекционеров... Я погрузилась с головой в этот чудесный мир. За месяц нам показали все знаменитые лондонские коллекции. Мы получили возможность изучить изнутри мир аукционов - увидеть, повертеть в руках и даже примерить редкие драгоценности потрясающей красоты. В программу входил и огромный теоретический раздел "Ювелирное искусство от античности до наших дней". Все мои, несколько разрозненные до того момента знания, систематизировали, посоветовали много литературы для самостоятельного изучения. Я с интересом проштудировала массу томов. Приехав в Москву, написала на эту тему курсовую работу, а затем и диплом (моим научным руководителем была Татьяна Николаевна Мунтян, хранитель коллекции Шаберже в музеях Кремля). После окончания университета пришло время определяться с работой. С моим партнером Ингой мы пригласили в Москву Аманду Триосси, организовав в столице два семинара "Понимание драгоценностей" для специалистов ювелирного дела и коллекционеров драгоценностей. Постепенно я "обросла" различными знакомствами в этой сфере, сделала ряд статей для журналов (в том числе для "Ювелирного мира"). Следующим этапом было создание шоу-рума. Затем возникла идея проведения выездных семинаров для ценителей ювелирного искусства: компания молодых женщин вместе посещала различные европейские выставки, курсы по истории драгоценностей, знакомилась с интересными людьми... Первый подобный семинар состоялся в Риме. После поездки мы с Ингой поняли - идея удалась! Открытие этого магазина, как места средоточия наших знаний и вкусов, стало естественным продолжением моей карьеры в этой области.
- Ваш взгляд на сегодняшнее положение ювелирного бизнеса в России.
- Как и во всех сферах бизнеса, существующих в нашей стране, в российском ювелирном бизнесе сохранились некие архаичные черты, доставшиеся нам в наследство от советских времен. Но все больше в России появляется компаний, строящихся по западным моделям и работающих под западным управлением. Если все это сложить, получается довольно пестрая картина, некое лоскутное одеяло...
Российский ювелирный рынок очень обширен, на нем есть место и заводам, километрами выпускающим цепочки, и фабрикам, гранящим бриллианты, и бутикам великих ювелирных домов, таких как Картье. Это проистекает из того, что наша страна - золото - и алмазодобывающая, из генетической памяти нашего народа, его страсти украшать себя драгоценностями. На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что Россия - это рынок роскоши верхней ценовой категории. Это и делает нашу страну привлекательной для ювелирных компаний всего мира.
- Что отличает ваш магазин от остальных ювелирных бутиков?
- Я нередко сама себе задаю подобный вопрос. Одно из важнейших, на мой взгляд, отличий состоит в том, что мы - я и мой партнер Инга - пришли в ювелирное дело из профессии, а не из бизнеса. Моя специальность - история ювелирного искусства, Инга Полишкис - геммолог, эксперт по сортировке и оценке бриллиантов. Хотя я и окончила экономический факультет МГУ, мое искусствоведческое образования для меня все же первично. А многие бизнесмены, владельцы ювелирных бутиков, - просто менеджеры, которые не увлечены "ювелиркой" именно как искусством, а просто делают на ней деньги. Сегодня они открывают ювелирный бутик, завтра - парфюмерный и так далее... Для нас же наш салон стал образом жизни, он связан для нас не только с работой, но и с некими личными восприятиями, переживаниями... Каждый день я прихожу в этот маленький магазин в центре города, соблюдаю определенные ритуалы, например, сидя на широком подоконнике пью кофе и разговариваю с Ингой...
Наша фирма - маленькая, независимая ячейка. Мы идем своим путем, строим бизнес по своей модели. Мы - не американская корпорация, не мировой гигант... Скорее, наш магазинчик - мультибрендовый бутик галерейного типа. Для нас источник подражания это, скорее, старые семейные европейские фирмы. Мы собираем коллекцию по крохам, пропуская ее через призму нашего восприятия и вкуса. И в пространстве, полностью созданном нами, преподносим ее нашим покупателям.
- Ваши постоянные клиенты, кто они?
- Некоторые стали таковыми, заглянув к нам случайно. Другие были привлечены рекламой, различными РR-акциями. Наш бутик представляет несколько брендов, известных по всему миру. Посетители видят это и знают, что все украшения, представленные в нашем бутике - эксклюзивны, их нельзя купить больше нигде в Москве. Есть и ювелирные изделия, выполненные в единственном экземпляре. Подобный факт говорит сам за себя.
- Вы сотрудничаете только с европейскими ювелирами?
- Нет. География наших "поставщиков" постоянно расширяется. За последние два года у нас появились новые марки, например, американский бренд "Джон Харди", огромное производство которого расположено на Бали и в Таиланде. Наш взгляд обращен и в сторону Поднебесной. Возможно, побывав в Гонконге, мы наладим сотрудничество с китайскими ювелирами. Также мы работаем с рядом ателье "от кутюр", выполняющих единичную работу очень высокого уровня. В данном случае речь идет уже не о стране, а о личности автора. Есть виды работ, которые могут выполнить очень немногие ювелиры. Соответственно, подобная кутюрная мастерская расположена там, где живет мастер.
- Какая страна обладает наилучшими перспективами для развития ювелирного бизнеса?
- В плане дизайна - Италия и Франция, на вековые традиции которых ориентируются ювелиры всего мира. В плане технологий -Германия, которая пока немного "не дотягивает" по дизайну; Швейцария с великолепным качеством ювелирных изделий и вековыми традициями часового мастерства. А в смысле продаж - страны с бурным экономическим ростом, традиции и культура которых подразумевают любовь к драгоценностям. Это, в первую очередь, Россия и арабские страны.
- Пока не нашлось российских ювелиров, с которыми вы хотели бы сотрудничать?
- Я периодически посещаю российские ювелирные выставки. Пока я, к сожалению, разочарована качеством российской ювелирной промышленности. Российские мастера отличаются тем, что могут создать шедевр, но, чтобы делать это постоянно изо дня в день, аккуратно и с такой же тщательностью, как и в первый раз... Они могут один раз постараться для выставки, но если ты хочешь работать с ними из года в год, регулярно предоставляя ему некий объем заказов, ты понимаешь - все время "держать марку" свыше их сил. Зачастую есть мастерство, но не хватает вкуса. Я вижу много компиляций, реплик. Многие российские мастера работают в стиле "а-ля" - например, "а-ля Фаберже", стремятся сыграть на модном ныне историческом наследии. Но если нас интересуют старинные украшения, то это именно старинные украшения, а не копии и реплики.
- Каковы людные тенденции в ювелирном искусстве?
- На рубеже веков сложилась общемировая тенденция - любовь к старине. Мы как будто перелистываем старый альбом... В моде то арт-деко, то шестидесятые, то сороковые... Также в ювелирной моде чередуются белые и желтые периоды, черно-белые и цветные. На сегодняшний день все больше и больше становится желтого и цветного.
- Знакомы ли вы с творчеством российских дизайнеров одежды, которые также занимаются ювелирными украшениями?
- Из подобных мастеров мне известен только Валентин Юдашкин. Но я не берусь судить о его творчестве, поскольку не очень близко с этим творчеством знакома. Я считаю, что дизайн одежды и ювелирное искусство - абсолютно разные области. На мой взгляд, украшения близки скорее к декоративно-прикладному искусству. И скорее можно заниматься скульптурной миниатюрой, а затем стать ювелиром и создавать фантастические броши, чем быть дизайнером брюк, который параллельно занимается ювелирными украшениями. То, чем модельеры зачастую разнообразят свои коллекции -скорее аксессуары, чем произведения искусства. Мы же продаем исключительно изделия из драгоценных материалов, драгоценности "от кутюр", принадлежащие к верхнему "эшелону".
- Могут ли российские ювелиры быть востребованными на западном рынке?
-Да. Я лично знаю одного мастера, который сотрудничает со знаменитым швейцарским ателье. У него замечательные идеи, великолепное мастерство. Но в России у него не было возможностей для создания лаборатории высоких технологий, и ему пришлось уехать. Ведь одно дело - когда ты кустарь-одиночка, и абсолютно другое - когда ты мастер высокого класса и хочешь работать с лазером, титаном и другими технологичными вещами. Это требует больших финансовых вложений.
- Каковы ваши творческие планы?
- Сделать наши коллекции еще более красивыми и разнообразными.Каждый новый дизайнер, продающийся у нас, - это новый проект. В этом и состоят наши амбиции - открывать новые имена, поскольку нашему профессиональному тщеславию льстит, что самые модные и красивые украшения первым делом появляется в нашем бутике.
Изготовление любых ювелирных украшений по Вашим эскизам. Учитываем все пожелания заказчика.
Кольца на заказ. Индивидуальные параметры.
Любое, даже самое изысканное колье мы сможем изготовить
Браслеты из любого металла с драгоценными камнями
Серьги по Вашим эскизам с любыми вставками
Для настоящего мужчин желающего выглядеть солидно
Элегантные запонки для делового костюма или вечеринки