Лучшие образцы римского искусства часто представляют собой кальку с греческих подлинников. С распространением влияния Рима контакты его жителей с населением крупных богатых греческих городов - вначале в Южной Италии, затем в эллинистических государствах Восточного Средиземноморья - знаменовали начало важных и необратимых изменений в римском обществе.
Историк Ливий утверждает, что "бахвальство роскошью появилось в Риме после возвращения армии из Азии": с войны, которая закончилась захватом Малой Азии и Греции, римские легионеры вернулись с большим количеством драгоценностей и без стыда выставляли напоказ награбленную добычу, демонстрируя, что они являются победителями в этих захватнических войнах. Вместе с ювелирами в метрополию прибыло множество мастеров золотого и серебряного дела, резчиков и гравировщиков.
Этих художников пренебрежительно называли "греками". Их ремесленные мастерские распространились по всей Италии. Эти искусные мастера изготовляли украшения для знати, не всегда способной по достоинству оценить произведения своих ювелиров. Греческие украшения славились натуралистическими декоративными мотивами, заимствованными из природы, римские отличались округлыми гладкими формами, которые выявляли фактуру золота, усыпанного драгоценными и полудрагоценными камнями, особенно красными (сердолики) и зелеными (изумруды).
В этот период среди ювелиров существовала детальная специализация: в мастерских трудились златокузнецы или мастера по серебру, другие ювелиры изготовляли тончайшие листы золота; были мастера, изготовляющие кольца или работавшие с жемчугом. Золото поступало из Испании и Египта, драгоценные камни - из стран Востока, а жемчуг, пользовавшийся огромной популярностью в I в. н.э., добывали в Красном море или в Индийской океане. Историю стилей в римском ювелирном деле проследить сложно: учитывая высокую стоимость золота, мастера многократно использовали один и тот же материал, подвергая изделия переплавке.
Чрезмерное использование и демонстрация дорогих ювелирных украшений не были характерны для римского мира в целом. Раскопки римских городов дают представление о развитии ювелирного дела. Судить о римском ювелирном искусстве позволяют не только украшения, но и их изображения на росписях и мозаиках. Бесценные свидетельства содержатся также в классических письменных источниках. Все это позволяет составить общее представление о наиболее распространенных видах римских ювелирных украшениях в I в. н.э. Кольца (anuli), которые носили на пальце левой руки, - самая частая находка.
В течение I столетия кольцо с печаткой указывало на знатность его владельца. Если же оно было золотым, то могло принадлежать только сенатору. Свободные граждане носили серебряные кольца, а рабы - железные. Золотые кольца постепенно стали использоваться все чаще, так что к 23 г. возникла необходимость принять закон, разрешающий носить их только тем, чьи предки были свободными по меньшей мере в двух поколениях. Впоследствии этим законом пренебрегали, и многие авторы свидетельствуют, что римляне из хвастовства порой носили сразу несколько колец на одном пальце. Наиболее простые и широко распространенные золотые кольца имели квадратную или овальную форму, украшались драгоценными или полудрагоценными камнями, например сердоликами или изумрудами, камеями или цветным стеклом. Другим распространенным образцом ювелирных украшений были браслеты. Их носили на обоих запястьях, иногда по два.
Римляне носили и ножные браслеты. Простейшие модели имели тонкий ободок, конец которого завершался змеиной головкой с глазами из самоцветов.
Еще одним часто встречающимся видом женских ювелирных украшений были серьги. Обычные модели имели простую геометрическую форму, более сложные состояли из полусферы с регулярным или неправильным зернением. Другая традиционная их разновидность - простые подвески с двойным изгибом и жемчужиной на конце. Усложненные варианты изготовляли из жемчуга или изумрудов, в тонких золотых кастах. При ходьбе или поворотах головы небольшие жемчужины приходили в движение, издавая приятное позвякивание. Девушки носили серьги, представлявшие собой тонкие золотые колечки.
Ожерелья, которые нередко оборачивали вокруг шеи, могли иметь до 50 см в длину. Они состояли из небольших круглых колец, вставленных одно в другое, - получалась цепь или сложные конструкции из эллипсовидных колец, стянутых в центре для соединения друг с другом. Часто ожерелья украшались кулонами полусферической формы. Цепь, которую носили на бедрах, была менее распространенным видом ювелирного изделия.
Волосы украшали тонкими золотыми проволочками, или золотыми сетками, или своего рода лентами, сделанными из великолепных золотых проволочек. Их назначение неясно, возможно, они поддерживали волосы и были скреплены булавками. В руинах городов, погребенных под пеплом и лавой Везувия, были найдены также броши, фибулы и налобные повязки, носимые матронами из высших слоев общества в соответствии с греческой традицией.
Изготовление любых ювелирных украшений по Вашим эскизам. Учитываем все пожелания заказчика.
Кольца на заказ. Индивидуальные параметры.
Любое, даже самое изысканное колье мы сможем изготовить
Браслеты из любого металла с драгоценными камнями
Серьги по Вашим эскизам с любыми вставками
Для настоящего мужчин желающего выглядеть солидно
Элегантные запонки для делового костюма или вечеринки